Некоторые российские туроператоры жалуются, что путевки на весну и лето почти никто не покупает и не бронирует (глубина продаж туров на грядущий сезон отпусков почти нулевая). Из-за сложившейся ситуации возможно значительное снижение цен. Эксперты пока не торопятся верить в эти обещания, а основным фактором удешевления отдыха считают снижение цен на энергоносители. Если в прошлом году уже к середине января у туроператоров было немало заказов как на февраль-март, так и на летние месяцы, то сейчас "глубина продаж просто нулевая". По словам игроков рынка, если эта тенденция сохранится, между туроператорами может начаться борьба за клиентов, что и приведет к снижению цен на летние поездки. В пользу дешевых турпутевок весной и летом говорят и другие факторы. В частности ценовая политика перевозчиков и отелей. В связи с падением цен на энергоносители авиаперевозчики начинают постепенно снижать цены. Так, авиакомпания "Трансаэро" еще в середине декабря заявила на встрече с туроператорами о решении снизить на 20% стоимость блоков мест на своих рейсах в Египет, Индию, Индонезию, Китай и Таиланд. Решение позиционировалось как мера по поддержке российской туриндустрии. Отели в странах массового туризма вроде Египта и Турции тоже начали реагировать на новые обстоятельства. Падение объема бронирований в египетских отелях на 30% вынудило правительство Египта принимать меры для поддержки отрасли, в частности, освобождать отели от ряда финансовых обязательств. Цены на размещение там остались пока на прошлогоднем уровне. Например, некоторые поездки обошлись туристам на каникулах примерно на 30% ниже, чем ожидалось. И если тенденция продолжится, летний отдых будет дешевле еще на несколько процентных пунктов. Дешевый отдых не гарантирован Впрочем, эксперты и игроки рынка осторожно относятся к прогнозам о дешевом летнем отдыхе. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, заявляет, что прогнозировать большое снижение спроса, а следовательно, падение цен уверенно, пока нельзя. Ранние бронирования на российском туристическом рынке случаются редко, поэтому рано утверждать, будто отсутствие спроса стало тенденцией. Зима -это еще не показатель для летнего спроса, поскольку российские туристы любят все решать в последний момент. Подешеветь путевки могут только при том условии, если перевозчики заметно снизят стоимость билетов, а гостиницы - стоимость размещения. И это может произойти только в случае, если действительно значительно спадет спрос, но говорить о нем можно будет только накануне самого сезона, как считают участники туристического рынка. Сейчас говорить о летних ценах очень рано. - соглашается. Как отмечает Майи Ломидзе из АТОР, основное количество летних контрактов туроператоры подписывают в феврале-начале марта, и лишь тогда можно будет строить прогнозы. Одним из главных факторов возможного снижения стоимости туров она считает грядущее снижение цен на энергоносители. Так, например, коммерческий директор "ВКО-трэвел" отмечает, что значительного падения цен на путевки не ожидает. "Если не будет спроса на путевки, то будет снижение предложения", - говорит он. По его мнению, на падение спроса рынок ответит собственным сокращением: операторов и агентств. Война между туроператорами за клиентов возможна только на безвизовых направлениях - Турция и Египт. И это повлечет за собой чистку и она необходима для рынка. Из-за финансовой нестабильности в экономике, возможно сокращения количества игроков на рынке. С Канар в Турцию Между тем, по итогам каникул туроператоры отмечают, что большинство активных российских туристов пока не изменило своим привычкам. Например, российские горнолыжники отдыхают за рубежом практически на тех же курортах. Самый высокий спрос отмечен на альпийские курорты: несмотря на кризис, они заполнены, как и прежде. На горнолыжном направлении ездят настоящие "маньяки". Им ничего не страшно, поэтому там спрос не упал. Не страдал от отсутствия отдыхающих из России и облюбованный российской политической и бизнес-элитой Куршавель. Впрочем, говорить, что на географию путешествий наших туристов кризис не повлиял, было бы неверно. Те, кто раньше ездил на Канары, теперь нередко едут в Турцию и Египет. "Пострадали" направления дороже среднего, главным образом дальние. Тогда как недорогие, напротив, выиграли. К примеру, на 300% увеличилась продажа путевок в Болгарию. Зато во Францию выехало заметно меньшее количество туристов. Вообще спрос на поездки в Европу резко упал: зимой он был ниже обычного примерно на 25-30%. Пострадали экскурсионные туры, так как многие туристы решили с ними повременить. Раскупаются в основном путевки стоимостью до 800-1000 евро, а все, что дороже, продается "туго". В нынешнем сезоне туристы стали более экономны, сходятся игроки рынка. В основной массе туристы не хотят и не готовы платить за тур столько же, сколько в прошлом году, поэтому или ждут спецпредложений, или соглашаются на бюджетные варианты размещения.
|