Поскольку с ростом доли безналичных расчётов растёт и доля мошенников - данная статья будет весьма полезна всем, кто делает покупки через интернет, в т.ч. покупая билеты или туристические путёвки. В основном имеются в виду те случаи, когда туроператор или агентство имеют свой онлайн сервис и предлагают клиентам совершить покупку через интернет с помощью пластиковой карты. Именно об основных видах мошенничества с пластиковыми картами и пойдет речь. Cамый популярный и известный способ обмана – фишинг (от английского fishing – рыбная ловля). Смысл его в том, что мошенник любыми путями пытается выудить из держателя карты информацию. Это может быть подложное письмо, например, от банка или платежной системы, с просьбой так или иначе сообщить сведения, с помощью которых можно получить доступ к средствам - запрос пин-кода, логина, пароля и т. д. Каждому пользователю можно посоветовать: никогда не торопитесь делиться конфиденциальной информацией, обратитесь в банк и удостоверьтесь, что запрос реальный и обоснованный. Еще один способ – вишинг. Это слово составлено из двух английских - voice (голос) и fishing. Для этого вида мошенничества используется технология передачи речевого сигнала через интернет VoIP (Voice over IP). Скажем, владельцу карты поступает звонок от представителя банка или автоматического информатора о том, что его счет заблокирован, необходимо перевести телефон в тоновый набор и ввести пин-код доступа к карте. Клиент в этом случае должен срочно связаться с банком и удостовериться, что проблема действительно существует. Как правило, вишеры совершают несколько звонков. В первом разговоре они вытягивают конфиденциальную информацию, затем притупляют бдительность пользователя, сообщая, что проблема разрешилась, тем самым выигрывая время, чтобы пострадавший не позвонил в банк и не заблокировал карту. В России вишинг развит довольно слабо, этот вид мошенничества чаще встречается в Европе и США, где телефон широко используется для рекламных сообщений, звонков сотрудников банков и других компаний. Но, тем не менее, надо быть начеку. В России самый популярный вид мошенничества – кардинг (от английского carding - прочесывать). Это операции с использованием банковской карты или ее реквизитов, не инициированные или не подтвержденные держателем. Реквизиты платежных карт, как правило, похищают со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных и расчетных систем, а также с персональных компьютеров - либо непосредственно, либо через вредоносное программное обеспечение. Что же делать, если выявлен факт мошенничества? Основной способ борьбы – опротестование платежа. Пользователь всегда сможет придти в свой банк и подать заявление об опротестовании сделки. Конечно, меры для борьбы с мошенниками принимают не только пользователи, но и платежные системы, банки и процессинговые компании. Например, Visa и MasterCard разработали международный протокол, который называется 3-D Secure, (под торговыми марками Verified-By-Visa – для Visa и Mastercard SecureCode – для MasterCard). Суть его заключается в получении дополнительного пароля для проведения интернет-операций. Когда пользователь проводит в интернете операцию по списанию средств с карты, ему предлагается перейти на сайт банка, выпустившего карту, и ввести специальный пароль. Эту технологию поддерживают, в частности, Сбербанк и МастерБанк. Большую роль в противодействии мошенничеству играют и процессинговые компании – с помощью специальных систем фильтрации всех обслуживаемых операций. Эти технологии постоянно совершенствуются и позволяют сводить размеры мошенничества к минимуму, оперативно вычислять мошенников, передавая информацию об этом в правоохранительные органы. Отдельно стоит остановится на мошенничестве в социальных сетях. Социальные сети – очень привлекательное поле для обычного пользователя, там идет постоянный обмен информацией. Но там «пасутся» и мошенники. Наверное, каждый из вас получает спам-рассылки со своего аккаунта с предложениями проследить за владельцем мобильного телефона, прочитать чужие SMS-сообщения и т.д. Имейте ввиду: это попытка получить конфиденциальную информацию. В таких случаях необходимо сообщать администрации сервиса, что мошенники пытаются активно воздействовать на пользователя.