Голландская авиакомпания KLM объявила на этой неделе о своем сотрудничестве с шеф-поваром Джонни Буром, имеющим звезду Мишлена. С 1 декабря пассажиры бизнес-класса на борту KLM смогут насладиться традиционной голландской кухней, к которой приложит руку сам Бур, владелец одного из лучших ресторанов мира De Librije. Все блюда будут сопровождаться вином, отобранным его женой Терезой Бур, и сервированы на посуде от голландского дизайнера Марселя Вондерса. В желании организовать незабываемый опыт для туристов авиакомпании не останавливает даже то, что ученые доказали: фоновый шум самолета не лучшим образом сказывается на вкусе еды. Некоторые рейсы American Airlines также предложат пассажирам меню из блюд, созданных Дарреном Макгрейди, бывшим личным поваром принцессы Дианы, которая предпочитала запеканку, фаршированную курицу, говяжий рулет или свинину в овсяной корочке. Гонконгский авиаперевозчик Cathay Pacific начал сотрудничество с ведущими кулинарными талантами своей страны еще в сентябре. Среди приглашенных: шеф-повар Чан Суй-Кэй ресторана Celestial Court отеля Шератон, шеф-повар Кенни Чан Кай-Так ресторана Yunyan Sichuan группы Мирамар, шеф-повар Ченг Кам-Фу из Celebrity Cuisine, шеф-повара Лау Кин-Вай и Лау Чун (отец и сын) из Kin's Kitchen и Yellow Door Kitchen и шеф-повар Ли Шу-Тим ресторана One Harbour Road отеля Гранд-Хайат. Qantas давно сотрудничают с сиднейским поваром Нилом Перри и предлагают ассорти из восьми блюд для дегустации пассажирам первого класса и ужин из нескольких блюд в бизнес-классе, что пользуется большим успехом среди путешественников. 23 ноября Lufthansa подтвердила, что меню для первого и бизнес-класса в январе и феврале следующего года будет составлять шеф-повар Леа Линстер из Люксембурга. Несмотря на всю звездную мощь, самая вкусная еда приемиум-класса на данный момент у авиакомпаний с Ближнего Востока: в этом году Etihad и Qantas получили международное признание и награды за лучшее борт-питание в первом и бизнес-классах, сообщает mail.ru.
Для справки. Красный гид Мишлен (фр. Michelin, Le Guide Rouge), иногда также упоминаемый как «Красный путеводитель» — наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов на данный момент. Гид выпускается с 1900 года и имеет трёхзвёздочную систему оценки ресторанов. Первый гид был выпущен в 1900 году Андрэ Мишленом, одним из основателей компании Мишлен. Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. В 1920 году гид стали продавать за умеренную плату, также в него одновременно добавили рейтинг ресторанов, согласно их ценам. Таким образом, рестораны с высокими ценами помечались одной звездой, слегка напоминавшей цветок. В 1926 году политика рейтинга кардинально поменялась и с тех пор звёздочка рядом с именем ресторана стала означать отменную кухню. В начале 30-х добавили ещё две звезды. Более система не изменялась и буквально расшифровывается следующим образом:
* - очень хороший ресторан в своей категории (имеется в виду тип кухни). ** - отличная кухня, ради ресторана имеет смысл сделать небольшое отступление (англ. detour) от маршрута. *** - великолепная работа шеф-повара, имеет смысл предпринять отдельное путешествие сюда.
На данный момент гид выпускается для следующих стран Европы: Франция, Австрия, Бенилюкс (одним гидом), Италия, Германия, Испания и Португалия (одним гидом), Швейцария, Великобритания и Ирландия (одним гидом). Также существуют отдельные гиды по Нью-Йорку, Лос-Анджелесу, Лас-Вегасу, Сан-Франциско, Токио, Киото и Осаке (одним гидом), Гонгконгу и Макао (одним гидом), Парижу (в нем, впрочем, указаны те же рестораны, что и во французском гиде), Лондону и главным городам Европы (Main Cities of Europe). В ноябре 2010 года планируется выпуск гида по Чикаго. Гид по Токио, который начал выпускаться с 2008 года, сразу же поставил столицу Японии на первое место среди «городов-гурманов» по версии Мишлен. Токио отнял это звание у Парижа, опередив последний по количеству суммарных звёзд на 93 (191 против 98). Все критерии присуждения рейтинга являются коммерческой тайной компании Мишлен и не являются достоянием общественности, однако известен главный критерий — кухня. С точки зрения гида, атмосфера, обслуживание, интерьер и ценовая ниша — всё это вторично по отношению к подаваемым блюдам. В гиде не рассматриваются «модные» заведения и рестораны без авторской кухни (то есть без шеф-повара). Так же не является официально признанным факт, что инспекторы Мишлен отдают предпочтение именно французской кухне, однако статистика указывает именно на это. Лучшим подтверждением является то, что один лишь Париж имеет больше 3-звёздных ресторанов, чем Бельгия, Германия и Нидерланды вместе взятые. Известно, что зачастую звёзды присуждаются шефам, а не ресторанам, таким образом, шеф может уйти и «прихватить» свою звезду в другой ресторан. В 2003-ем году вышла книга «фр. L'inspecteur se met à table» Реми Паскаля, проработавшего долгие годы инспектором Мишлен, в которой он приоткрыл завесу тайны и рассказал, каким, например, образом, присуждаются звёзды, и каким образом они отнимаются. Книга вызвала бурю негодования со стороны компании и Паскаль был немедленно уволен. Один лишь факт упоминания ресторана в Красном гиде, даже без присуждения звезды, является признанием мастерства шефа и может послужить мощным толчком к коммерческому успеху. При всём при этом, рестораны не имеют права указывать или как-то упоминать о количестве присуждённых им звёзд Мишлен. Политика компании состоит в том, что клиент может узнать о количестве звёзд только из самого гида; в случае пренебрежения этим правилом, компания оставляет за собой право исключить ресторан из рейтинга. Имея положительные стороны, рейтинг имеет и отрицательные. Очевидными являются проблемы ресторанов, у которых отняли звезду (рейтинг не имеет права отнимать или присуждать более одной звезды в год). Особенную огласку в обществе получил инцидент с французским шефом Бернаром Луазо (фр. Bernard Loiseau), покончившим жизнь самоубийством на фоне слухов о возможном снижении рейтинга его ресторана, с трёх до двух звёзд. Пост-мортем выяснилось, что Мишлен не планировал изменять рейтинг ресторана, и также тот факт, что Луазо страдал маниакально-депрессивным психозом.