В Подмосковье могут появиться десятки новых туристических речных маршрутов. Областное министерство физкультуры, спорта, туризма и работы с молодежью разрабатывает программу по формированию туристической инфраструктуры и развитию туризма до 2018 года. По словам заместителя министра Олега Жолобова, с ее реализаций Подмосковье может стать «столицей выходного дня». Сколько новых пристаней и речных трамваев понадобится региону с развитием водного туризма, пока неясно. Эксперты отмечают, что программа потребует миллиардных вложений в речную инфраструктуру. В Подмосковье протекает около 400 рек, все они относятся к бассейнам четырех главных – Москвы, Оки, Волги и Клязьмы. Эксперты уверены, что области нужны десятки новых причалов. «Сейчас в регионе всего около 20 муниципальных пристаней и еще 10 частных, — рассказал директор Агентства круизных путешествий Игорь Смолин. – При этом на большей части причалов можно получить лишь так называемую зеленую стоянку. Суда останавливаются у пристани, где нет инфраструктуры, туристов могут либо идти гулять в лес, либо кормить комаров на берегу». По его словам, рядом с уже имеющимися и новыми причалами должны появиться пляжи, беседки, кафе, спортивные площадки и т.д. Игорь Смолин уверен, что на севере от Москвы, примерно в четырех часах пути по воде, нужно построить туристическую деревню, подобную Мандрогам (восстановленная в качестве этномузея сгоревшая деревня) под Санкт-Петербургом. «Маршрут по реке до этнодеревни и обратно мог бы пользоваться большой популярностью и у россиян, и у иностранцев, – сказал г-н Смолин «Известиям». Для строительства такого поселения подойдет, например, берег Клязьмы. По данным компании «Причалсервис», стоимость одного причала, пригодного для остановки речных трамваев, начинается от 3 млн. рублей. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин полагает, что строительство новых пристаней в Подмосковье с прилегающей инфраструктурой и чисткой дна обойдется в миллиарды рублей. «Часть средств регион мог бы получить из федерального бюджета. Вложения окупятся, так как потенциал у этого направления туризма огромен», – считает он. Частный бизнес, по мнению г-на Барзыкина, будет готов вложиться в строительство прибрежных мини-гостиниц, магазинов, аттракционов и т.д. На каждой пристани должны быть ярмарки с продажей местных поделок, кондитерских изделий, должны выступать уличные театры. Использовать речную инфраструктуру смогут не только туристы, но и любители парусного спорта, а также местные жители.