Храм Портуна это прекрасно сохранившееся древнеримское святилище на берегу Тибра недалеко от острова Тиберина. Храм был посвящён, по всей видимости, Портуну – богу ключей, дверей, домашнего скота, амбаров, а позже также портов и гаваней. Храм занимал удачную позицию – стоял одновременно недалеко от античной речной гавани Рима и при этом на Бычьем рынке, где продавали скот.
Портун Портун, вероятно, был очень древним богом, чей культ зародился в то время, когда латины около 900 года до н.э. жили в свайных домах. Его жрец, фламин Портуналис, проводил ритуал смазывания маслом копья статуи бога Квирина (бога войны). Портуна иногда ассоциировали с богом Палемоном, также покровителем портов, который был сыном Левкотеи. Левкотею же ассоциировали с италийской богиней Матер Матутой, которой по аналогии приписали родство с Портуном. Вероятно, что внутри храма стояла статуя Матер Матута с сыном Портуном на руках. Древний храм Матер Матута стоял рядом с храмом Портуна. Портун обладает множеством характеристик и функций, сходных с богом Янусом. У них даже один и тот же символ – ключ. На монетах и кораблях Портуна нередко изображали двуликим.
Фортуна Виргилис В древнеримской мифологии богиня Фортуна Вирилис (богиня мужской удачи) была одним из воплощений богини Фортуны, которой, несмотря на «мужское» имя, поклонялись исключительно женщины. Главный праздник в её честь проходил первого апреля – в один день с Венерой Вертикордией. Согласно поэту Овидию, Фортуна Вирилис обладала способностью помогать женщинам скрывать свои физические недостатки от мужчин. Во время Венералии богине подносились благовония. Плутарх единственный из всех историков упоминает храм Фортуны Вирилис, говоря, что он был основан при Сервии Туллии (578 – 535 г. до н.э.). Здесь молодые люди оставляли свои тоги как символ вступления во взрослую жизнь. До XX века считалось, что храм на Бычьем форуме также был посвящён этой богине, однако, более вероятно, что он был построен для поклонения Портуну, а в эпоху Ренессанса названия были просто перепутаны.
Античные источники упоминают сразу несколько храмов, стоявших в этом районе, не указывая конкретных ориентиров, поэтому с абсолютной достоверностью этот храм не был идентифицирован. Храм Портуна был построен около 120 – 80 г. до н.э. на руинах обнаруженного в 1947 году более древнего и более крупного здания, датирующегося IV – III вв. до н.э. (возможно, более раннего храма того же божества). Это прямоугольное здание, состоящее из тетрастильного (из четырёх колонн) портика на северной стороне и закрытой целлы. Портик представляет собой открытый пронаос, окружённый шестью ионическими колоннами. Колонны портика свободностоящие, тогда как остальные пять колонн на длинных сторонах и четыре на коротком южном фасаде, на самом деле являются полуколоннами, втопленными в стены целлы. Подобную форму храма иногда называют «псевдопериптер», поскольку у истинного периптерального храма (например, у Парфенона) все окружающие по периметру колонны стоят свободно. Ионические капители колонн не отличаются на фронтальных и боковых сторонах за исключением угловых – здесь, как и во многих других римских храмах, завитки двойные, повёрнутые на 90 градусов. Здание было построено из вулканического туфа и белого известняка и имело декоративную отделку из гипса, которая должна была маскировать тёмный цвет туфа и придавать ему вид мрамора (до нашего времени почти не сохранилась). Храм стоит на высоком фундаменте, и попасть в него можно только по лестнице у северного фасада. Размеры храма, приблизительно, 10,5 х 19 метров (36 х 62 римских фута). В нём собраны элементы из нескольких архитектурных традиций: высокое основание было взято из итальянского архитектурного стиля, а колонны ионического ордера и пилястры (втопленные колонны) из греческого. Использование здесь более долговечных строительных материалов, а не принятых в Италии дерева, глины и кирпичей, отражает изменение архитектурных традиций, которое произошло в Средиземноморье в конце последнего тысячелетия до нашей эры. Праздник в честь бога Портуна (Портуналия) проходил 17 августа. Во время него нужно было бросать ключи в огонь (согласно другой версии, просто приносить с собой ключи на форум), что символизировало, вероятно, очищение дома. В 872 году храм был превращён в церковь Санта-Мария-де-Секундичерио (позже перепосвящён в Санта-Мария-Эджицьяка), благодаря чему он не был разрушен и сохранился до наших дней. После этого внутри стены были расписаны фресками, изображавшими житие Девы Марии. В 1920-х годах начались восстановительные работы и, в первую очередь, были убраны все пристройки, появившиеся у храма за его длинную историю. С 2006 по 2008 годы были отреставрированы внутренние стены, а сохранившиеся средневековые фрески законсервированы; также была сделана новая деревянная крыша и вставлена более подходящая дверь. С 2010 по 2012 были отреставрированы шесть свободно стоящих колонн. Наиболее близкий по внешнему виду храм – это святилище Мезон Карре в городе Ним (Прованс, Франция). В XVIII веке храм Портуна вдохновил неоклассических британских архитекторов на строительство в Англии храма Гармонии. Храм Портуна и стоящий рядом храм Геркулеса Победителя являются напоминаниями о том, как выглядел Рим в начале I века – застроенный большими и малыми святилищами, в которых протекала большая часть религиозной и культурной жизни горожан.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]