«Мальчик, вытаскивающий занозу», «Мальчик, извлекающий занозу» (Spinario; Fedele, Fedelino) — римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Находится в Риме в Капитолийском музее (Зал торжеств, MC 1186). Изображает обнажённого мальчика, вытаскивающего шип из своей левой ноги, сидя на камне, что, вероятно, является отсылкой к сельской атмосфере, идиллии, известной по эллинистической поэзии. В XVIII веке её называли «Верный» (Il Fedele), увязывая со следующим историческим анекдотом из римской истории: будто бы Марций, пастух из провинции Виторкиано недалеко от Витербо, был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Страдая от раны в ступне, вызванной занозой, он не остановился, пока не достиг Капитолия, после чего он скончался от спазма, вызванного раной.
Мифологические толкователи выдвигают версию, что изображённый мальчик — Локр, сын Зевса и Маэры (дочери Протея), который является предком локрийцев. Согласно преданию, он был получил ранение вблизи будущей Локриды, увидел во сне пророчество и основал город.
В Средневековье шип являлся символом первородного греха, так что мальчик аллегорически толковался, как грешник, пытающийся спастись.
По одной из версий, спартанский мальчик во время состязания в беге занозил ногу, превозмогая боль продолжил бег и первым прибежал к цели. Только после этого он вытащил занозу. Статуя уникальна тем, что она не терялась из виду во времена Средних веков, всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса).
В 1160-е гг. наваррский раввин Вениамин Тудельский описывал её, стоящую перед Латеранским дворцом, сравнивая мальчика с Авессаломом, совершенным с головы до пят. В 1470-е гг., вероятно, был перенесен в Палаццо-деи-Консерватори по приказу папы Сикста IV. 1499—1500 гг. — первые упоминания о статуе на новом месте.