Успенский собор, расположенный на высоком краю городского холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего Владимира, становящегося с 1158 г. центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор был выше киевского Софийского собора. Первоначальное здание собора (1158-1160 гг.) пострадало от пожара в 1185 г. и было обстроено с трех сторон галереями. Старый собор оказался внутри нового. Его фасады с украшенным фресками колончатым поясом и стройными щелевидными окнами видны изнутри галерей. Некоторые из сохранившихся резных камней с его фасадов были перенесены на стены галереи. Собор был одноглавым с обширными хорами в западной части. Его интерьер, сверкавший драгоценной утварью и красочной росписью, был богато освещен и праздничен.
После перестройки в 1185-1189 гг. Успенский собор стал еще более величественным. Его масштабы отвечали вкусам эпохи Всеволода III - времени высшего могущества Владимирской земли. Огромный ступенчатый объем собора, завершенный торжественным пятиглавием, соответствовал сильно разросшемуся городу. Галереи предназначались для княжеско-епископской усыпальницы. В их стенах сделаны полукруглые ниши для гробниц. Интерьер собора стал более сумрачным. Свет уступил полумраку мавзолея. В архитектуре собора сказалось влияние церковных вкусов - она сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо. Собор включался в ансамбль зданий епископского двора.
Строители Успенского собора - владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими один из лучших памятников русского зодчества.
В 1238 г. собор пострадал при разгроме и сожжении города татаро-монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного храма Северо-Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил обряд вокняжения великих князей. В 1408 г. собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с фрагментами росписи XII в., расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору славу музея древней монументальной живописи. Успенский собор считался прекраснейшим зданием древней Руси. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. Огромный иконостас Успенского собора во Владимире сделан в 1773 г. Колокольня (1810 г.) связана с собором, встроенным в 1860 г. теплым Георгиевским храмом.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]