Пятница, 22.11.2024, 05:24

Эфе́с (лат. Ephesus, греч. Ἔφεσος, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) (современная территория Турции). В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности города Сельчук, Турция. В музее Сельчука собраны уникальные находки из эфесских храмов.
Город был заложен на берегу Эгейского моря, тем самым, был портовым городом, и быстро развивался за счет торговли. После землетрясения море отошло, опустившись на 57 метров, что и стало причиной быстрого упадка города. Сегодня развалины Эфеса находятся на расстоянии приблизительно 10 км от берега моря.
Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богине плодородия, со временем отождествленной с греческой богиней Артемидою. Поклонение богине идет с незапамятных времен, но строительство посвященного ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI в. до н. э..
Население города достигало 200 000 жителей, и Эфес был вторым городом в Римской империи по размеру и значению после Рима.
В 1869 г. английскими учеными были произведены первые археологические раскопки основанного Лисимахом города на горе, в результате которых миру была открыта красота античного города.
Остатки древнего Эфеса скрыты под почти непроходимым болотом.

Карта Эфеса

Карта Эфеса
Легенда о основании города
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ — основать новый город. Место для нового города ему должны были указать рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.
Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.
Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.
 
 
История

Артемида Эфесская
Город основан между XVI—XI вв. до н. э. как ионическая колония греками-ионийцами из Афин.
В VII в. до н. э. аристократическая форма правления в Эфесе сменилась тиранией, а в VI в. до н. э. город был завоёван лидийским царем Крезом. При нём Эфес достиг наибольшего расцвета и пышности. Крез вкладывал средства в новый огромный храм Артемиды. В Британском музее находятся колонны главного фасада этого храма, украшенные рельефами и несущие памятные надписи Креза. Когда в 546 г. до н. э. Крез потерпел поражение от царя Персии Кира, Эфес вошёл в состав Персидского государства.
Во время восстания ионийцев 499 г. до н. э. Эфес сначала присоединился к восставшим, но впоследствии вернулся под власть Персии и принимал участие на её стороне в греко-персидских войнах.
Около 470 г. до н. э. афинянину Кимону удалось вернуть Эфесу свободу, после чего город вошёл в Делосский союз.
Когда началась Пелопоннесская война (431—404 г. до н. э.) между Афинами и Спартой, Эфес оставался на стороне Афин, но около 412 г. до н. э. присоединился к общему восстанию подконтрольных Афинам государств и стал союзником Спарты.
В 401 г. до н. э. Эфес поддержал восстание Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса.
После 386 г. до н. э. город снова завоевали персы.
В 356 г. до н. э. храм Артемиды был сожжен Геростратом, который испытывал маниакальное желание прославиться, но вскоре началось его восстановление, которое поддерживал Александр Македонский, освободивший Эфес от власти Персии в 334 г. до н. э.
Лисимах, один из последоватедей Александра Великого, перенёс город из заболоченной долины на гору и построил новую гавань. Необходимость этого была вызвана начавшейся в городе эпидемией. Но жители города не хотели покидать свои дома. Тогда Лисимах приказал перекрыть доступ к пресной воде жителям старого города, что вынудило их переселиться на новые места.
Эфес поочередно пребывал под властью Египта и Сирии, пока в 189 г. до н. э. одержав победу над Антиохом Великим, римляне не передали его пергамскому царю Евмену II, а в 133 г. до н. э. город вошёл в состав Римского государства.
В 88 г. до н. э. город присоединился к антиримскому восстанию городов Малой Азии, которое возглавил царь Понта Митридат, но уже в 86 г. до н. э. Эфес вернулся под власть Рима, а через два года город обложил тяжелой данью Сулла.
Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н. э., дань с Эфеса получали обе стороны, но при Августе город стал фактически столицей римской провинции Азия и со временем превратился в один из самых красивых городов Римской империи, пока его не разорили готы в 262 г. н. э..
На протяжении долгих столетий средневековья город, который подвергался бесчисленным набегам арабов и пиратов, был не более, чем деревня. В начале правления Османской империи Эфес был предан полному забвению.

Христианская эпоха
Эфес христианской эпохи знаменит тем, что его посетил апостол Павел, и местопребыванием епископа, а также как город, где в 431 году проходил третий Вселенский собор.
В 35 году после проповеди апостола Павла «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян.19:19).
Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, согласно некоторым средневековым преданиям, в этом городе проживала свои последние годы дева Мария, мать Иисуса Христа. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей. С данной местностью связана история семи спящих отроков и житие о Лазаре Галисийском.
 
Дом девы Марии
Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери.
Поскольку апостолы разделили между собой территории для распространения христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он якобы и поселил деву Марию в Эфесе, где она и жила последние годы жизни.
В результате проведенных в конце XIX века. раскопок около горы Панаир, где находится святой источник, около которого местные христиане встречали традиционный праздник, посвященный деве Марии, был выявлен ряд остатков фундаментов, а также куски угля, которые в результате исследований методом Карбон-14 были датированы I в. н. э.
В настоящее время в этой местности (в 7 км от города) находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к ней как к святыне.
Также сохранился и источник, воду из которого считают целительной. Около него расположена стена желаний, где каждый может загадать желание, закрепив узелок из любой материи на специально установленных решетках.
 
Сооружения города
 
Одеон
ОдеонПолукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от Агоры. Судя по надписи, его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий — место заседаний городского Сената. Первое крытое сооружение, расчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям:
аудиториум с его двухярусным полукругом рядов, разделенный на четыре основных сектора лестничными проходами;
конструкция просцениума говорит о том, что строение было преднозначено скорее для заседаний Сената, чем для театральных представлений.
 
Агора
Руины Агоры относятся к романским сооружениям периода Римской империи, построенным, скорее всего, за время правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая окончательно была застроена при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадою портика, под которым розмещались торговые ряды. Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. На севере от Агоры стоят развалины колоннады Базилики, построенной при династии императоров Августов.

Храм Адриана
Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 г. н. э. — малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия. Коринфский ордер храма, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают легкую, утонченную арку — все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут цельной линией по антаблементу; в центре арки помещен бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов богато декорированы с использованием античных орнаментов. Над главным порталом, который ведет в наос, находится полукруглая люнетта, где на фоне утонченного переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы. В середине наоса можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана. 

Дома на склоне холма
С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма», которые повернуты к улице Куретов. В основном здесь жили представители привелигированных слоев общества, в связи с чем улица имеет другое название — «Дома богачей». Они размещены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасою для следующего за ним дома. Так называемый Дом Перистеля II отличается большим количеством декораций. Он был построен в I веке, но со временем несколько раз перестраивался, вплоть до VI века. Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века. Дом Перистиля I также реставрировался. Датировка его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть I век. Одна из комнат известна под названием «театр», поскольку её стени украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнаженные фигуры. 

Библиотека Цельсия
Библиотека ЦельсияБиблиотека была построена в эпоху Империи, во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквили, который пожелал посвятить её своему отцу. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследниками Тиберия Юлия Аквила, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III в. во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил, фасад здания. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированных попарно в четыре ряда и увенчаны капителями Коринфа. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три огромных проёма окон.
 
Публичный дом
На противоположной библиотеке стороне улицы, разместилось здание так называемого публичного дома, до которого из библиотеки вел подземный ход. Мужчины города, так обманывали своих жен, говоря, что идут читать книги. На тротуаре, который ведет к публичному дому, сохранилась одна из самых первых в мире реклам, на которой одна из жриц любви приглашает к себе в гости. В то время это была почетная профессия. На самом деле, это, по всей видимости, просто любимая легенда («байка») всех экскурсоводов. Вряд ли, по свидетельствам историков, это был публичный дом, скорее всего, просто дом богатых горожан. А также то, что в одной из его комнат изображены портреты мужчины и женщины (якобы говорящие о роде занятий в этом доме), не обязательно является символом публичного дома, поскольку в богатых домах таковое изображение присутствовало всегда, а именно портреты хозяев. Маленькие комнаты, на которые указывают в легендах, тоже не обязательно являются комнатками для занятий любовью, поскольку они на самом деле стандартного для подобных богатых домов размера. Ещё в этом доме были найдены статуэтки бога плодородия (соответственно с большим детородным органом) и это тоже, по словам многих гидов является свидетельством того, что это сооружение было публичным домом. Но опять же историки говорят, что такими статуэтками были украшены многие супружеские спальни того периода[1].
Улица Куретов
Улица Куретов протянулась вдоль склона от Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Агори.
Тот вид, который она имеет в наши дни, был предан ей на границе IV и V вв., когда проводились работы по её обновлению после сильного землетрясения середины IV столетия, который полностью разрушил улицу. Мощение из мрамора и камня гармонирует с руинами античных строений, которые стоят по обоим сторонам улицы. Можно увидеть колонны, каменные пьедесталамы, подиумы, капители, фризы, статуи и остатки торговых лавок и жилых домов. Из этих античных руин, часто привезеных сюдя из других районов города, выразительно выделяются крытые галереи с колоннами, покрытие которых выполнено из ценной тонкой мозаики. На пустых пьедесталах, повернутых к колоннам, когда-то стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. Большинство статуй были помещены в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, которые дали имя священной касте куретов. Сначала они возглавляли знаменитые культовые действия в Храме Артемиды, а со временем стали играть основную роль в Притании, где сохранилось множество надписей, которые рассказывают о их деятельности. Таке же надписи встречаются и по всему городу.
На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решетками, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение.
На улице также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы. Законы в то время были неизменны.

Пританий
Пританием в древности называлась здание, которое предназначалось для размещения канцелярских служб, где проводились также праздничные приёмы и банкеты для городской знати. Его можно сравнить с современным муниципалитетом. В расположенном рядом с Пританием Храме Гестии постоянно горел священный огонь, поддерживаемый пританами — священнослужителями, которые принимали участие в культовых обрядах и в жертвоприношениях. Известно, что Храм относится к III в. до н. э..
В определенное время, притане жевали опий, и опьянев, танцуя шли от притания к Храму Артемиды. Если в это время священослужителя замечал преступник, которого везли на казнь, то его освобождали.
Театр
Театр дошёл до нас в хорошем состоянии и по праву считается одним из тех памятников прошлого в этой археологической зоне, которые сохранились лучше всего. Как все сооружения того времени, эфесский театр разделен на три секции: скена (включая просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей). Вместимость театра — около 24 000 — 25 000 мест. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля. Днем на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными.
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Полезные материалы

Контакты

199260106 Олеся

Телефоны:
(495) 508 66 12
(926) 560 53 06

e-mail:
info@air-tours.ru
г. Монино, ул. Белякова 1-а, 1 этаж

Страноведение
Разделы новостей
Авиаперевозки [239]
Визы [235]
Гостиничный бизнес [131]
Калейдоскоп [460]
Курорты и пр. [145]
Музеи и выставки [230]
Новости туризма [249]
Праздники и фестивали [396]
Правовые вопросы [142]
Происшествия и катаклизмы [48]
Распродажи [51]
Рейтинги [127]
Страхование [19]
Транспорт [176]
Чудеса природы [11]
Наши друзья
у нашего партнера вы можете приобрести высококачественные чугунные ванны с доставкой, всегда большой ассортимент на складе, низкие цены гарантированы
Статистика
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО


Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Наш опрос
Планируете ли вы летний отдых?
Всего ответов: 888
Посмотрите
 
Rambler's Top100