Каппадокия
Каппадокия (греч. Καππαδοκία, перс. کاپادوکیه, Katpatuka, «Страна прекрасных лошадей», лат. Cappadocia, тур. Kapadokya) — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времен античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н.э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времен ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местоположение
В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия, не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 м над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м, греч. назв. Аргеос) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызыл-Ирмак и солёному озеру Туз.
Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис (ныне Ешиль-Ирмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке Месопотамия, на юге Сирия и Киликия.
Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт, являвшимся время от времени независимым государством).
Армянскими источниками Каппадокия называется Гамирк.
Города
Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времен и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.
Кайсери — Кесария Каппадокийская, Цезарея (основана ок. 3000 г. до н.э.)
Невшехир — стар. Мускара
Юргюп (Ургуп)
Гореме — стар. Мачан
Аванос — стар. Венасса
Султанханы (с 1229 г.)
Гюзельюрт — антич. Гельвери
Агзыкарахан
Алайхан (с 1292 г.)
Оресин Хан (с XIII в.)
Хаджи Бекташ
Конья (в отдельные исторические периоды также входила в состав Каппадокии).
Мустафапаша
Аксарай — Колония Каппадокийская
Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времен и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.
Кайсери — Кесария Каппадокийская, Цезарея (основана ок. 3000 г. до н.э.)
Невшехир — стар. Мускара
Юргюп (Ургуп)
Гореме — стар. Мачан
Аванос — стар. Венасса
Султанханы (с 1229 г.)
Гюзельюрт — антич. Гельвери
Агзыкарахан
Алайхан (с 1292 г.)
Оресин Хан (с XIII в.)
Хаджи Бекташ
Конья (в отдельные исторические периоды также входила в состав Каппадокии).
Мустафапаша
Аксарай — Колония Каппадокийская
Язык и население
Во времена античности регион был населён индоевропейскими племенами иранского происхождения (иранские народы), затем сюда мигрируют в значительном количестве носители армянского языка. Кападдокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов. Причём для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (греки, курды, армяне) неиндоевропейскими (турки).
После захвата региона Александром Македонским в 4 в. до н. э. в Кападдокии наступает эллинистический период, то есть имеет место прогрессивная ассимиляция или эллинизация местного населения. Тем не менее, ни во времена античности, ни во времена Византии, когда здесь распространяется особая форма греческого языка — византийский язык — полной ассимиляции автохтонного населения не происходит. Так, вероятно, из-за того что греки составляли не более трети местного населения и не проводили агрессивной лингвистической политики, греческий язык являлся лишь лингва франка региона и так и не становится родным для местных армян и курдов.
Ситуация резко меняется после 1071 года, когда выигранная битва при Манзикерте открывает туркам ворота в Малую Азию. Массовый наплыв тюркских кочевников и их доминирующее военное положение приводят к исламизации, а затем и к ассимиляции большинства местных народов турками. Большинство греков при этом переходит на турецкий язык, а точнее его особый караманский диалект (см. «Караманлиды»). В среде тех немногих греческих крестьян, которые сохраняют способность общаться на среднегреческом, при сильном турецком влиянии развивается так называемый каппадокийский язык, существовавший до середины XX века. Из существовавших национальных меншинство следует отметить карманлидов и катаонов (жителей Ю.Катаонии).
Для истории Нового времени характерны последствия геноцида армян, волна которого захватило и армянское население Каппадокии. В 1923 г. по Лозаннскому договору состоялся Греко-турецкий обмен населением, по которому все грекоязычное население покинуло данные земли. Кроме турок в настоящий момент в Каппадокии обитают также курды.
Геологическая характеристика
Каппадокия отличается уникальной геологией. Своим строением она обязана столкновению двух противоположных природных сил в период кайнозоя около 65-62 млн. лет назад:
Период, когда благодаря извержениям вулканов и лавинам её покрыли туфы и другие геологические породы.
Период эрозий и разрушений почвы.
Каппадокия отличается уникальной геологией. Своим строением она обязана столкновению двух противоположных природных сил в период кайнозоя около 65-62 млн. лет назад:
Период, когда благодаря извержениям вулканов и лавинам её покрыли туфы и другие геологические породы.
Период эрозий и разрушений почвы.
В период образования гор, в частности хребта Тавр, в средней Анатолии, частью которой является Каппадокия, возникли глубокие трещины и значительные провалы в земле. Магма, поднимаясь на поверхность, образовывала вулканы, таким образом параллельно Тавру появилась линия новых вулканов (Эрджиес, Девели, Мелендиз, Кейчибойдуран, Хасан и Гюллюдаг). Пик активности этих вулканов пришелся на период позднего миоцена (ок. 70 миллионов лет назад).
Лава, стекая к провалам почвы, вершинам и долинам, покрывала эти образования и придавала им вид плато. Так появились конусы потухших вулканов, застывшие потоки лавы, холмы спрессованного серого пепла и россыпи обломков пирита.
Следующий период характеризуется эрозией и выветриванием. Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Вода и лёд способствовали разрушению скал, наряду с проливными дождями и воздействием рек. (В образовании долин этой местности особую роль сыграли р. Кызыл-Ирмак и впадающие в неё р. Невшехир, Дамса и их притоки). Они систематически разрушали остатки вулканических пород. Иногда их воздействие оказывалось настолько сильным, что из прочной вулканической почвы образовывались независимые вершины.
Каменные столбы
Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей», англ. fairy chimney) — останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Вулканический разрез этих образований выглядит следующим образом:
наверху расположены базальты и андезиты
а внизу — туфы
Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфах. Под ними идет четкая горизонтальная линия, обозначающая нижнюю границу обвалившейся каменной глыбы. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Незащищенные скалы разрушаются до полного исчезновения. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.
наверху расположены базальты и андезиты
а внизу — туфы
Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфах. Под ними идет четкая горизонтальная линия, обозначающая нижнюю границу обвалившейся каменной глыбы. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Незащищенные скалы разрушаются до полного исчезновения. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.
Конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака, Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма — «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т.н. Love Valley, скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов.
Климат и растительность
Климат в основной части Каппадокии континентальный. Растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда (один из немногих регионов в Турции). Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев.
История
История Каппадокии ведет свое начало с 5 тыс. до н.э. Все это время регион находился на перекрестке цивилизаций, входя поочередно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.
Основные даты:
ок. XIII в. до н. э. — завоевание хеттами
585 год до н. э. — завоевание мидийцами
363—370 гг. до н. э. — завоевание персами
333 год до н. э.— завоевание Александром Македонским
350 до н. э. Ариарат II создает царство Каппадокия
17 г н.э — превращение в римскую провинцию Каппадокия (cоединена с Понтом и Малой Арменией)
1071 г. — территорию получают сельджуки как часть выкупа за императора Романа IV Диогена.
1515 г. — окончательное присоедение Каппадокии к Османской империи.
C 1919 г. в составе Турецкой республики. (Официально с 1923).
История Каппадокии ведет свое начало с 5 тыс. до н.э. Все это время регион находился на перекрестке цивилизаций, входя поочередно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.
Основные даты:
ок. XIII в. до н. э. — завоевание хеттами
585 год до н. э. — завоевание мидийцами
363—370 гг. до н. э. — завоевание персами
333 год до н. э.— завоевание Александром Македонским
350 до н. э. Ариарат II создает царство Каппадокия
17 г н.э — превращение в римскую провинцию Каппадокия (cоединена с Понтом и Малой Арменией)
1071 г. — территорию получают сельджуки как часть выкупа за императора Романа IV Диогена.
1515 г. — окончательное присоедение Каппадокии к Османской империи.
C 1919 г. в составе Турецкой республики. (Официально с 1923).
Культура Каппадокии
До принятия христианства Каппадокия находилась на задворках различных империй, слабо поддаваясь влиянию как элллинизации, так и романизации. Для страны были характерны различные языческие культы. Начиная с первых веков нашей эры регион превращается в одно из основных ядер распространения христианства, благодаря обширному распространению монастырей. Из Каппадокии вышли просветители готов, армян и грузин: Вульфила, Григорий Просветитель и Нино Каппадокийская, бесчисленное количество святых, а также Великие каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов), которые в IV веке внесли значимую лепту в христианство, разработав, в частности учение о Троице, а также введя праздник Рождества. С XI-XV вв. начинается активная исламизация данных земель.
До принятия христианства Каппадокия находилась на задворках различных империй, слабо поддаваясь влиянию как элллинизации, так и романизации. Для страны были характерны различные языческие культы. Начиная с первых веков нашей эры регион превращается в одно из основных ядер распространения христианства, благодаря обширному распространению монастырей. Из Каппадокии вышли просветители готов, армян и грузин: Вульфила, Григорий Просветитель и Нино Каппадокийская, бесчисленное количество святых, а также Великие каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов), которые в IV веке внесли значимую лепту в христианство, разработав, в частности учение о Троице, а также введя праздник Рождества. С XI-XV вв. начинается активная исламизация данных земель.
Пещерные поселения
Пещерные поселения исторической области Каппадокия — это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 357 и является главной характерной чертой историко-культурного облика данной местности и притягательным туристическим объектом.
Вид крепости Учхисар, выдолбленной в скале (обитаема в византийский и турецкий периоды)
Причины возникновения поселений
Геологические: характер горных пород местности. Каппадокийский туф мягок и легко поддается обработке, поэтому в нем удобно выдалбливать пещеры. А войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время эта порода «каменеет» и становится твердой. Отсутствие деревьев, которые можно было бы использовать в качестве строительного материала — дополнительная причина. (См. Геологическая характеристика Каппадокии).
Социокультурные: традиция выдалбливания пещерных жилищ возникла в Каппадокии в I-м, если не во II-м тысячелетии до нашей эры, и сохраняется местными жителями, благодаря своему удобству, и до наших дней. К примеру, турецкое население Гёреме и сейчас не строит дома посреди пустой местности, а наоборот — пристраивает их к останцам, в которых, в свою очередь, делаются пещеры, которые используются как кладовки, а то и жилые комнаты.
Политико-религиозные: географическое положение Каппадокии способствовало тому, что на протяжении веков через её территорию прокатывались волны иноземных захватчиков, и местное население, чтобы выжить, избрало стратегию пряток в тайники. Сложный гористый рельеф местности затруднял посылку крупных розыскных отрядов. Кроме того, чтобы спрятаться, достаточно было заложить небольшой вход в пещеру, которая могла быть очень вместительной. По этой же причине труднодоступности, регион стал прибежищем большого количества политических эмигрантов в эпоху иконоборчества. Вдобавок, лёгкая возможность устроить аскетичные кельи способствовала популярности Каппадокии у желающих монашествовать.
Геологические: характер горных пород местности. Каппадокийский туф мягок и легко поддается обработке, поэтому в нем удобно выдалбливать пещеры. А войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время эта порода «каменеет» и становится твердой. Отсутствие деревьев, которые можно было бы использовать в качестве строительного материала — дополнительная причина. (См. Геологическая характеристика Каппадокии).
Социокультурные: традиция выдалбливания пещерных жилищ возникла в Каппадокии в I-м, если не во II-м тысячелетии до нашей эры, и сохраняется местными жителями, благодаря своему удобству, и до наших дней. К примеру, турецкое население Гёреме и сейчас не строит дома посреди пустой местности, а наоборот — пристраивает их к останцам, в которых, в свою очередь, делаются пещеры, которые используются как кладовки, а то и жилые комнаты.
Политико-религиозные: географическое положение Каппадокии способствовало тому, что на протяжении веков через её территорию прокатывались волны иноземных захватчиков, и местное население, чтобы выжить, избрало стратегию пряток в тайники. Сложный гористый рельеф местности затруднял посылку крупных розыскных отрядов. Кроме того, чтобы спрятаться, достаточно было заложить небольшой вход в пещеру, которая могла быть очень вместительной. По этой же причине труднодоступности, регион стал прибежищем большого количества политических эмигрантов в эпоху иконоборчества. Вдобавок, лёгкая возможность устроить аскетичные кельи способствовала популярности Каппадокии у желающих монашествовать.
Подземные города
Покинутые подземные города Каппадокии начали обнаруживать в XIX веке: французский священник отец Жерфанион наткнулся на небольшую дыру посреди горной равнины. Спустившись в нее, он оказался в колоссальном подземном городе, спускающимся вниз на несколько этажей, имеющим вентиляционные шахты, колодцы, помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы. Население подобного города выходило наверх только чтобы обрабатывать поля. Узкие переходы, ведущие к поверхности, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными жерновами.
Наземные поселения
ырубленные в скалах наземные обиталища использовались как светским населением, так и монахами. Но именно христианские подвижники оставили самые замечательные памятники, превратив в монастыри целые горные долины.
ырубленные в скалах наземные обиталища использовались как светским населением, так и монахами. Но именно христианские подвижники оставили самые замечательные памятники, превратив в монастыри целые горные долины.
Подвижничество в горных кельях Святой Диодор, архиепископ Каппадокийский, пожелал, чтобы на его склепе было написано одно-единственное слово: «Acarus», что значит «земляной червь», это было исполнено.
(Виктор Гюго. «Отверженные»)
(Виктор Гюго. «Отверженные»)
Жизнь в кельях, вырубленных в горных породах, без каких-либо удобств, вдали от городских центров и наедине с суровой природой способствовал духовному просветлению. Количество монахов, поселившихся в Каппадокии с данной целью, было чрезвычайно велико. И сейчас практически повсеметно в любом удобном месте Каппадокии можно увидеть вырубленные в скалах «окна» и «двери», которые свидетельствуют о том, насколько плотно была заселена отшельниками данная местность. Некоторые из жилищ находятся в скалах на большой высоте, и подниматься к ним можно было только по веревочным лестницам.
«Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов».
«Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов».
Типичный пример того, как проходила жизнь каппадокийского монаха, дает житие св. Маманта, обретавшегося в Каппадокии в III веке:
«…Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы. Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей. Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа…».
«…Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы. Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей. Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа…».