Население
Население Египта в 2005 году составило около 77 миллионов человек.
Основная часть населения — Египтяне. Господствующая религия — суннитский ислам, который исповедует 94 процента населения. Остальные 6 — христиане-копты.
Средняя плотность населения составляет 75 человек на квадратный километр, но распределено оно крайне неравномерно. 98 процентов населения проживают в узкой долине реки Нил, где плотность населения составляет 1700 человек на квадратный километр. Остальная часть территории — пустыня, где плотность — менее 1 человека на квадратный километр.
Растет численность городского населения. К настоящему времени в Египте 3 города с населением более 1 миллиона человек — Каир, Александрия и Эль-Гиза, но, по-прежнему, значительная часть населения (45 процентов) проживает в деревнях. Рождаемость (24,3 на 1000 человек) существенно превышает смертность (5,3 на 1000 человек).
Средняя продолжительность жизни составляет 70,4 лет (68 у мужчин и 73 у женщин).
За несколько последних десятилетий, вследствие быстрого роста численности населения, урбанизации, миграции рабочей силы за границу, первых успехов на пути индустриализации и включения женщин в активную трудовую деятельность египетское общество претерпело ряд существенных и порой драматических перемен.В настоящее время крестьяне составляют около 55% общей численности населения Египта. Уровень жизни сельского населения Египта весьма низкий.Хотя в стране существует система обязательного шестилетнего образования, во время посевной и уборки урожая сельские дети часто лишены возможности посещать школу.
Из-за дефицита пахотопригодных земель миллионы крестьян вынуждены были мигрировать в Каир и другие города. Некоторым из них удалось найти работу в промышленности, строительстве или сфере услуг. Как крестьяне, так и квалифицированные рабочие и специалисты уезжают на заработки в нефтедобывающие государства Арабского Востока, где есть возможность зарабатывать в пять-шесть раз больше, чем на родине. На протяжении 1970-х - начала 1980-х годов за границей трудились не менее 3 млн. рабочих-египтян.
До 1950-х годов основная часть банков, промышленных предприятий и сферы внешней торговли находилась в руках иностранцев. Как правило, в Каире или Александрии англичане, французы, греки, итальянцы, армяне и евреи предпочитали сохранять иностранное подданство. Их дети обучались в частных школах, дома они разговаривали на родном языке и крайне мало знали о стране своего пребывания. После англо-франко-израильской агрессии 1956 в зоне Суэцкого канала большая часть иностранной собственности в Египте была конфискована.
Заметную роль в городах играет традиционный средний класс, преимущественно его нижняя прослойка, включающая владельцев торговых лавок, коммерсантов, ремесленников, мелких государственных и духовных служащих. На протяжении 20 в. все большее влияние и политический вес в городском обществе приобретал современный образованный средний класс (врачи, инженеры, юристы, учителя, экономисты, менеджеры промышленных предприятий, армейские офицеры, государственные чиновники, получившие образование европейского типа в местных школах и университетах). С ликвидацией в 1950-е годы земельной аристократии именно этот слой пришел к власти. В 1960-е годы многие представители среднего класса выдвинулись на руководящие посты в государственном секторе экономики. С середины 1980-х годов особенно возросла роль Ассоциации египетских предпринимателей. Деловые люди стремятся извлечь выгоду из новых возможностей для деятельности в стране иностранного капитала и совместных предприятий.
В дореформенное время приблизительно 2 тыс. крупных землевладельцев, включая короля, владели 20% всех обрабатываемых земель, тогда как на долю более 2 млн. мелких землевладельцев приходилось всего 13%. Миллионы крестьян вообще не имели земли и либо превращались в мелких арендаторов, либо были вынуждены наниматься на низкооплачиваемую поденную работу. В соответствии с земельной реформой 1952 площадь частных обрабатываемых землевладений была сокращена до 200 федданов (87 га) на одного человека, а в 1961 снижена до 100 федданов (43,5 га). В результате земельной реформы было перераспределено ок. 266 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В дореформенное время приблизительно 2 тыс. крупных землевладельцев, включая короля, владели 20% всех обрабатываемых земель, тогда как на долю более 2 млн. мелких землевладельцев приходилось всего 13%. Миллионы крестьян вообще не имели земли и либо превращались в мелких арендаторов, либо были вынуждены наниматься на низкооплачиваемую поденную работу. В соответствии с земельной реформой 1952 площадь частных обрабатываемых землевладений была сокращена до 200 федданов (87 га) на одного человека, а в 1961 снижена до 100 федданов (43,5 га). В результате земельной реформы было перераспределено ок. 266 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Язык Египта
Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый «высокий» арабский.
Обычаи повседневной жизни
Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Это заметно по чисто внешним признакам: например, пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву.
Религия Египта
Большинство населения в стране исповедует ислам. Однако история христианства в Египте тоже богата.
Праздники Египта
1 января: Новый год.
25 апреля: День освобождения Синайского полуострова (в Октябрьской войне 1973 г.).
1 мая: День Труда.
18 июня: День освобождения от британского владычества.
23 июля: День Революции 1952 г.
23 сентября: День победы над Израилем в 1956 г.
6 октября: Национальный праздник — годовщина войны Судного дня (День перехода Суэцкого канала в руки египтян).
24 октября: День взятия Суэца египетской армией в 1973 г.
23 декабря: вход египетской армии в Порт-Саид в 1956 г.
К официальным праздникам следует добавить мусульманские (Новый год, рождение пророка и др.) и коптские.
Кухня Египта
Блюда здесь простые и сытные, приготовленные из спелых овощей и фруктов и приправленные свежими специями. Кухня юга Египта ближе к североафриканской и более острая, чем северная, но ни та ни другая не отличаются особой жгучестью. Фулы – любимые египтянами блюда из бобов. Cвинина под запретом, но зато баранина восхитительна. Ее жарят на гриле, тушат с овощами, из фарша делают всевозможные блюда. Хамам-макши - голубь, фаршированый рисом со специями и зажареный на углях. Особым лакомством египетской кухни считается жаренная на гриле рыба с помидорами и сладким зеленым перцем.
На десерт мененас – булочки с начинкой из фиников, миндаля, фисташек и корицы, в тесто которых добавляют воду, настоянную на цветах апельсина. Или фатир – блинчики с самой разной начинкой – от яиц, до абрикосов. Умм-али : слоенное тесто разрывают на мелкие кусочки, смешивают с миндалем, изюмом, тертым кокосом, массу выкладывают на протвень и заливают горячим молоком с сахаром. Сверху покрывают взбитыми сливками, запекают в духовке и подают горячим.
На десерт мененас – булочки с начинкой из фиников, миндаля, фисташек и корицы, в тесто которых добавляют воду, настоянную на цветах апельсина. Или фатир – блинчики с самой разной начинкой – от яиц, до абрикосов. Умм-али : слоенное тесто разрывают на мелкие кусочки, смешивают с миндалем, изюмом, тертым кокосом, массу выкладывают на протвень и заливают горячим молоком с сахаром. Сверху покрывают взбитыми сливками, запекают в духовке и подают горячим.
Искусство Египта
Декоративно прикладное искусство Египта
Египетская керамика весьма разнообразна и делится в целом на два вида: глиняная и фаянсовая. Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита. Изделия из фаянса – одно из достижений художественных ремёсел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Кроме декоративных элементов архитектуры египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия: ожерелья, канопы, статуэтки для погребений, сосуды для благовоний, кубки и чаши. Позволительно считать египтян первыми производителями стекла. Для изделий из стекла характерна гармоничность форм, однородность материала, красота, свежесть и яркость красок. Египтяне никогда не стремились добиться прозрачности материала.
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Царские нагрудные украшения – типичные произведения египетского искусства. В классический период истории Египта ювелиры достигли виртуозного совершенства в технике, которое никогда впоследствии не было превзойдено. Так, например, они были замечательными чеканщиками и умели добиваться в 20 раз более тонкого слоя металла, чем самый тонкий которого добиваются в наши дни. Они применяли литьё, формовку, паяние, ковку. Для насечения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска.
Из дерева египтяне делали в основном только мебель. Основным текстильным сырьём был лён.
Египетская керамика весьма разнообразна и делится в целом на два вида: глиняная и фаянсовая. Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита. Изделия из фаянса – одно из достижений художественных ремёсел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Кроме декоративных элементов архитектуры египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия: ожерелья, канопы, статуэтки для погребений, сосуды для благовоний, кубки и чаши. Позволительно считать египтян первыми производителями стекла. Для изделий из стекла характерна гармоничность форм, однородность материала, красота, свежесть и яркость красок. Египтяне никогда не стремились добиться прозрачности материала.
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Царские нагрудные украшения – типичные произведения египетского искусства. В классический период истории Египта ювелиры достигли виртуозного совершенства в технике, которое никогда впоследствии не было превзойдено. Так, например, они были замечательными чеканщиками и умели добиваться в 20 раз более тонкого слоя металла, чем самый тонкий которого добиваются в наши дни. Они применяли литьё, формовку, паяние, ковку. Для насечения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска.
Из дерева египтяне делали в основном только мебель. Основным текстильным сырьём был лён.
Скульптура Египта
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи создавали в гробницы. Также они играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и во внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно.
Архитектура Египта
Египет богат своей архитектурой. Много мест в этой стране причислено к Мировому наследию ЮНЕСКО. Со времен древнего мира сохранились руины древнего города Мемфиса и его кладбища, расположенного к югу от Каира, рядом с ним пирамиды Гиза; город и захоронения в Фивах в Верхнем Египте, деревни Карнак и Луксор; и ряд других древнейших памятников Египта. Старый город Каир часто называют Исламский Каир — он переполнен мечетями, Исламскими учебными заведениями, банями и фонтанами. В Александрии и Каире можно увидеть большое количество особняков, гостиниц выполненных в европейском стиле. Западное влияние также отразилось и на общественных зданиях — например здание египетского Музея в Каире. Ультрасовременное здание древняя Библиотека Александрии (была открыта в 2002г).
Быстрое развитие инженерного дела было связано со строительством и обустройством отводных каналов, шлюзов для регулирования уровня воды в Ниле. Во время каменных веков Европы, древние египтяне уже строили каменные здания.
Самая ранняя пирамида - фараона Джосера в Саккаре. Затем была возведена пирамида в Мейдуме, и Три пирамиды и Большой Сфинкс в Гизе.
Во времена Среднего царства стали строиться погребальные храмы. Фараоны двенадцатой династии особое внимание уделяли оазису Фаюм. дворец в Фаюме построил Аменемхет III-й.
Во времена Нового царства - Луксорский и Карнакский храмы, храмы Абу Симбела
Во время правления фараона Тутмоса I-го произошел переход от строительства пирамид к сооружению скальных гробниц напротив Луксора. Самая обширное сооружение фиванского некрополя - гробница сыновей Рамсеса II-го. пирамиды говорят нам о организации общества и культах древних цивилизаций.
Из-за обилия комаров египтяни размещали свои спальни в высоких Башнях а также сооружали над кроватями специальные тенты из прозрачной ткани. Также в домах находились подземные покои. За домом располагался сад с аллеями, бассейны, амбары и скотные дворы.
Литература
Египтяне подарили миру первую иероглифическую письменность. В письменности использовалась черная или красная краска. Старейшие образцы литературы - "Тексты пирамид" и "Книга мертвых", они носила религиозный характер. Также найдены письмена с рассказами, пословицами, описаниями праздников и традиций.
Культ загробной жизни
Основной источник исследований культуры древнего Египта для ученых – гробницы фараонов. Культура древних египтян тесно связана с культом загробной жизни. Гробницы – вечные жилища египтян, а их дома – гостиницы. Мумии, гробницы были важнейшей частью пиров и праздников. А подготовка к царству мертвых начиналась с момента рождения. Когда у женщины умирал муж, она должна была обсыпать себе голову землей, и бегать по улицам голой, оповещая всех о свой потере. При смерти кошки ее хозяева сбривали себе брови.
Новаторство древних Египтян в области культуры
Египтяне первыми изобрели стекло. Зерно из ям для хранения урожая относится к 4600-4300 годам до нашей эры. В Древнем Египте было развито виноделие. Искусство Древнего Египта оказало значительное влияние на все последующие этапы развитие искусства. Здесь родились многие виды искусств. Искусство Древнего Египта является школой, как для греков, так и для современных художников. Его единый художественный стиль формируют четко выверенные формы и невозмутимая ясность, недвижимость и спокойствие. На протяжении веков изобразительные средства менялись незначительно. Лишь во времена Новоего царства Аменхотеп порвал с многовековыми традициями и ввел культ единого бога атона, наполнил искусство движением и жизнью.