Четверг, 31.10.2024, 03:36
Культурное достояние прошлого
В Кении издается около 60 газет и журналов: «Дейяя нэйшн» (ежедневная, 150 тыс. экз.), «Ист африкэн стандарт» (90 тыс.), «Кения тайме» (ежедневная, 25 тыс., орган КАНУ), Кенийское информационное агентство (КНА) основано в \ 963 г. Телерадиовещательная корпорация Кении основана в 1961 г.
Семь десятилетий английского колониального господства, которым предшествовал длительный период работорговли, привели к тому, что многие кенийские народы в значительной степени утратили культурное достояние прошлого. В деревнях Центральной Кении сегодня редко можно услышать звуки тамтама, увидеть танцы у ночного костра. «Мы слишком уставали днем на полях белых, были слишком голодны вечером, чтобы танцевать по ночам», — говорят жители нагорий. Лишь в северных и южных районах Кении, в меньшей мере затронутых влиянием колонизаторов, лучше сохранились бытовые и культурные традиции населяющих эти области нилотских и кушитских скотоводческих народов.
В процессе исторического развития в Кении сложились три крупные историко-культурные области, соответствующие расселению основных этнолингвистических групп народов этой страны: банту, нилотов и кушитов.
Культура суахили
Яркая и самобытная культура суахили, возникшая в прибрежной полосе в зоне многовековых контактов африканской, арабской и индийской цивилизаций, вышла далеко за рамки этнических групп, на землях которых она сложилась. Белые халаты - галабеи и расшитые серебром шапочки мужчин, иссиня-черные покрывала - буибуи женщин, просторные прямоугольные дома с окнами в сельской местности, богатая кухня, обильно использующая дары моря, большие базары, неизвестные в Центральной Кении, — все это придает прибрежным поселениям яркий колорит. Средневековый облик суахилий-ского города сохранил, например, Ламу, благодаря своему изолированному географическому положению почти полностью избежавший разрушающих влияний колониального периода. Здесь до сих пор работают искусные ремесленники — ювелиры, чеканщики по меди, резчики по дереву и слоновой кости. Жива традиция изготовления огромных резных дверей, украшенных медью, и сундуков, инкрустированных бронзой. В населенных пунктах Пате, Виту, Кипини, Мамбруи и других сохранились развалины величественных сооружений эпохи расцвета средневековой суахилийской цивилизации. Недалеко от Малинди зарослями тропического леса скрыт мертвый город Геди, объявленный неприкосновенным памятником национальной культуры.
Культура Западной Африки и бассейна Конго
Большинство кенийских народов не знают деревянной маски, широко распространенной в Западной Африке и бассейне Конго. При танцах или ритуальных церемониях раскрашивается непосредственно лицо (луо, кикую, камба) или используются сплетенные из трав капюшоны с прорезью для глаз (лухья). Отсюда и отличие тематики кенийских резчиков по дереву от тематики мастеров других стран Африки: вместо доминирующей повсеместно деревянной маски основной сюжет кенийских скульпторов — фигурки животных и людей. Искусство это сравнительно ново, возникло оно в основном как искусство коммерческое, рассчитанное на туристов. За день резчики вырезают до десятка довольно искусно сделанных, но похожих одна на другую, как две капли воды, фигурок слонов, носорогов или бюстов воинов. Из среды подобных ремесленников выделился ряд талантливых скульпторов (С. Ванжау, Э. Нженга, Д. Киту си)
Спортивные достижения Кении
Спорт практически стал доступен африканскому населению только после провозглашения независимости. Сенсационным был успех кенийских бегунов на международных соревнованиях. Наибольшей популярностью среди африканского населения пользуются футбол, бокс, борьба.
Художественные традиции народов Кении
Художественные традиции народов Кении воплощаются также в многочисленных домашних поделках и ремеслах. Кикуйю, например, достигли высокого мастерства в плетении корзин и циновок, а в последние годы — и мебели из сизаля. Эти изделия украшаются ярким геометрическим орнаментом. Камба славятся как лучшие резчики по дереву. Оригинальны их богато орнаментированные табуретки на трех ножках. Кисии в последние годы освоили вырезание разнообразной посуды и фигурок из мыльного камня. У масаи, кикуйю, кипсигис интересны щиты из кожи, на которую наносится геометрический рисунок. У кушитов широко распространены поделки из черепахового панциря, а также богато орнаментированные изделия из верблюжьей кожи, а у нилотов — украшения из бисера. Славу лучших танцоров Кении давно завоевали камба, пляшущие во все нарастающем темпе и включающие в танец акробатические номера. Не менее виртуозно искусство меру и эмбу — лучших тамтамистов Кении. В военных танцах меру и эмбу участвуют только мужчины, облаченные в красно-зеленые одеяния; их головы увенчивают высокие шапки из меха обезьян. Наконец, гирьямы известны обрядовыми танцами, исполняемыми при свете костра.
В оркестре народных инструментов преобладают струнные и духовые. Кенийский вариант скрипки — олуико — используется на побережье, а лиры — литунга — у лухья. Амадинда — разновидность ксилофона — популярна в Западной Кении, а щипковый инструмент маримба — среди камба. Огромный, до двух метров длиной, рог амбу встречается у луо.
Письменная кенийская литература
Письменная кенийская литература зародилась в городах побережья. Ламу и Пате считаются главными центрами поэтических школ всего суахилийского побережья. В Пате творил классик литературы суахили Сайд Абдулла (1720— 1820), в Ламу — суахилийский поэт Муяка бин Хаджи аль Гассани (1776— 1840).
Письменная литература народов внутренней Кении возникла лишь в XX в. Крупнейшие современные писатели и поэты-реалисты, посвятившие свое творчество теме национально-освободительной борьбы, деколонизации культуры африканцев, — Нгуги Ва Тхионго, М. Мванги, Г. Огот, М. Гикару, Окот д'Битек, Д. Кариуки.
Творческая литература Кении В недалеком прошлом творческая литературная деятельность была сосредоточена в основном вокруг университетов, литературные опыты студентов публиковались на страницах университетских журналов. За рубежом (в основном в Великобритании) вышло считанное число произведений кенийцев. В настоящее время государственное издательство «Ист африкэн паблишинг хауз» в Найроби систематически публикует лучшие работы кенийских прозаиков, поэтов и публицистов.
Заметный вклад в становление кенийского романа внес талантливый романист, драматург и очеркист Джеймс Нгуги (Нгуги Ва Тхионго, род. 1938 г.). Борьбе за независимость посвящен его роман «Не плачь, дитя» (1964 г.). В романе «На разных берегах» (1965 г.) писатель показал приход европейцев в Кению и воздействие христианских догматов на мораль патриархальной общины. Роман «Пшеничное зерно» (1967 г.) завершает трилогию Нгуги о борьбе за независимость.
В жанре новеллы работают Дж. Кариара (рассказы «Ее воин», «Ибо младенец родился нам» и др.), Р. Нжау, М. Нжеру и др. Быт и нравы патриархальной общины показали в своих произведениях М. Гикару («Страна солнца», 1958 г.), М. Гатеру («Дитя двух миров», 1964 г.), К. Асалаче («Калебас жизни», 1967 г.) и др. Откликом на гражданскую войну в Нигерии стал роман А. Маз-руи «Суд над Кристофером Окигбо» (1971 г.), в котором поднят вопрос о роли писателя в современном обществе.
В начале 70-х годов в литературу Кении пришел прозаик Чарльз Мангуа, два романа которого — «Сын женщины» (1972 г.) и «В поисках самого себя» (1973 г.) — стали широко известны в Африке. Глубокий реализм, проникновение во внутренний мир героев характерны для одаренного молодого писателя Меджа Мванги. Его роман «Улица Ри-вер-роуд» и повести «Неприкаянные» (1975 г.) и «Тараканий танец» (1977 г.), посвященные жизни городских низов Найроби, приобрели широкую популярность в Восточной Африке.
Кенийские поэты
Из кенийских поэтов наиболее известен Окот д'Битек. В поэмах «Песнь Лавино» (1956 г.), «Песнь Окола» (1970 г.), «Песнь узника» (1971 г.), «Звук рога моей любви» (1974 г.) и других он поднимается до широких социальных обобщений, выступает с острой критикой нарождающейся африканской буржуазии, зовет к единству всех революционных сил Африки в борьбе против империализма, за полное освобождение от колониализма.
|
|