Экономика Вьетнама
Общие данные
Природные ресурсы: фосфаты, уголь, марганец, бокситы, хромиты, залежи нефти и газа на морском шельфе, лес, гидроэнергия.
ВВП в 2008 году — 89,8 млрд долл. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) — 2,8 тыс. долл. (168-е место в мире).
Сельское хозяйство (55 % работающих, 22 % ВВП) — рис, кофе, каучуконосы, хлопок, чай, перец, соя, кешью, сахарный тростник, арахис, бананы; птица; вылов рыбы и морепродуктов.
Промышленность (19 % работающих, 40 % ВВП) — обработка сельхозпродукции, одежда, обувь, добыча нефти.
Сфера обслуживания — 26 % работающих, 38 % ВВП.
Электроэнергия в стране вырабатывается преимущественно на гидроэлектростанциях, и, если сезона дождей приходится ждать дольше обычного, то может произойти веерное отключение электричества.
В течение последнего десятилетия экономика Вьетнама демонстрировала впечатляющие успехи. С 1992 года Вьетнам проводит разгосударствление промышленных предприятий. Приветствуется привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий. В сфере услуг, торговле и в производстве ТНП преобладают частные предприятия. Вьетнам является членом ВТО. Ежегодный прирост ВВП, в среднем, составлял 8,5% (однако, в 2008 г. он снизился до 6,5%, а в 2009 г. до 6.23%).
Осуществляются довольно масштабные проекты в сфере энергетики и транспорта. Вьетнам занимает 1-2 места в мире по производству и экспорту некоторых cельхозпродуктов.
Экономика Вьетнама в условиях мирового финансового кризиса
В течение последних 15-ти лет Вьетнам стал одним из самых заметных экспортеров в США. Начиная с октября постепенно стали чувствоваться последствия уменьшения спроса со стороны американских потребителей. Это затрагивает мебель, электронику, одежду, текстиль, обувь, морепродукты.
Вместе с тем, при уменьшении валовых показателей экспорта, у вьетнамских изделий появляется шанс занять большую долю американского импорта за счет вытеснения изделий из КНР, Индии, Мексики благодаря меньшей себестоимости.
Экспорт и импорт
Главные статьи экспорта: сырая нефть, текстиль, кожаная обувь, морепродукты.
Экспорт в 2009 г. составил $57 млрд (в 2008 г. — $63 млрд). Уменьшение произошло, в основном, из-за падения цен на многие экспортируемые товары, а также из-за снижения спроса в странах, импортирующих вьетнамскую продукцию. Импорт — $80 млрд. Главными торговыми партнерами, по прежнему, являлись США, Китай, ЕС, Япония, Южная Корея.
По 9-ти группам товаров экспорт по прежнему превышает $1 млрд., при этом по 4-м из них — $3 млрд., по двум — $2 млрд.
Вьетнамский рис стал поставляться уже более чем в 70 стран мира. Экспорт кофе впервые превысил экспорт риса. Еще в 2007 г. Вьетнам обошел Таиланд и Индонезию в ЮВА по экспорту мебели.
По экспорту орехов-кешью Вьетнам держится на 1-м месте. Вьетнам держит половину мирового рынка черного перца, что позволяет ему в определенной мере влиять на цены.
Валюта, банки
Донг — валюта Вьетнама пока неконвертируем. Инфляция за последние 10 лет была менее 10% в год и только в 2008 г. произошел скачок до 20%. К концу 2009 г. курс донга опустился почти до 19 000 единиц за один доллар США, инфляция снизилась до 7% за год.
Роль банковского сектора в экономике Вьетнама постоянно растет. Крупнейшим банком Вьетнама является Агрибанк. В стране много отраслевых коммерческих банков и средних коммерческих банков. Государственный банк Вьетнама в последнее время стал более активно заниматься регулированием банковской сферы.
Фондовый рынок
Фондовый рынок Вьетнама начал функционировать с 2000 года. В конце 2006-начале 2007 г.г. фондовый рынок претерпел значительный взлет. В этот период многие сделали состояния на фондовом рынке. В марте 2007 г. VN-index установил рекорд в 1170 пунктов, а в середине июля стал колебаться вокруг отметки в 1000 пунктов. В конце 2007 г.-начале 2008 г. VN-index на хошиминской бирже стал стремительно падать и к лету 2008 г. опустилдся примерно до 400 пунктов. После этого происходил медленный подъем. Значительной роли в экономике Вьетнама фондовый рынок пока не играет и, возможно, никогда не будет превалировать над госрегулированием.
В игру на бирже была вовлечена значительная часть населения страны — в большей мере, чем в России. Если раньше вьетнамцы вкладывали свои сбережения в традиционные секторы, недвижимость и золото, то в 2006-2008 гг. стали предпрочитать акции. Всего держателями акций во Вьетнаме являлись примерно 300 тыс. юридических и физических лиц. После обвала фондового рынка люди вновь стали искать альтернативу.
Иностранные инвестиции
Вьетнам активно призывает иностранные компании инвестировать в промышленность. В 2008 г. прямые иностранные инвестиции во Вьетнам достигли $60 млрд. В 2009 г. сумма была значительно скромнее — $21.48 млрд.
Во Вьетнаме действует 135 промышленных и экспортных зон, занимающих, в общем, более 27 тыс. гектаров. Большинство таких зон находится в дельте Красной реки, в узле г.Хошимина, а также на центральном побережье. Прямые иностранные инвестиции поступают почти во все секторы экономики Вьетнама.
Машиностроение
Машиностроение является относительно новой отраслью. Больших успехов достигло морское машиностроение, иными словами, судостроение. Вьетнам занимает 5-е место в мире по тоннажу строящихся судов, опережая, в том числе, Россию. Экспортная прибыль от продажи построенных во Вьетнаме судов в иные годы превышает $200 млн.
Автомобилей производится 80 тыс. в год, почти все — на совместных предприятиях.
Деревообработка
Одной из важных статей вьетнамского экспорта становится продукция деревообработки. Доход от ее экспорта достигает $1 млрд. Вьетнам экспортирует лесопродукцию в 120 стран. Самый большой импортер — США, а также Япония и страны Евросоюза.
Основные деревообрабатывающие предприятия расположены на юге и в центральной части страны. Только в одной южной провинции Бинь Дуонг расположены 200 деревообрабатывающих компаний, 64 из которых — с иностранными инвестициями.
Производство одежды и обуви
Вьетнам производит огромное количество одежды и обуви, в основном, на экспорт. Страны ЕС неоднократно предпринимали усилия по ограждению своего рынка от качественных и дешевых товаров легкой промышленности из Вьетнама, но тщетно. Рынок диктует свои условия, европейские покупатели делают выбор в пользу вьетнамских товаров.
Производство электрического кабеля
Ежегодный рост в кабельном секторе Вьетнама держится на уровне 20-30%. Производятся электрические провода и кабели бытового назначения, кабели для распределения электроэнергии, провода с медными и алюминиевыми жилами на среднее напряжение, высоковольтные провода и кабели, провода для электромагнитов машин и электроники. Наиболее интенсивный рост наблюдается в компаниях, выпускающих жгуты проводов для автомобильной промышленности.
Сельское хозяйство
Основная сельскохозяйственная культура во Вьетнаме — рис, занимающая огромные площади по всей стране на равнинах и, кое-где, в горной местности. С 1990 г. по 2005 г. производство риса во Вьетнаме увеличилось втрое и стабилизировалось. Другие культуры: кукуруза, орехи кешью, различные овощи и фрукты. Хорошо развито птицеводство, свиноводство, пчеловодство. Бичом птицеводства являются периодически возникающие вспышки птичьего гриппа.
Чайными плантациями заняты 125 тыс. га в 33 провинциях, в чайной отрасли заняты полмиллиона работников. 350 000 гектаров заняты орехами кешью. Активно развивается рыболовство и рыбоводство, добыча и выращивание морепродуктов. Морепродукты во Вьетнаме очень дешевы. Общий экспорт морепродуктов составляет около $3,5 млрд. в год.
Транспорт и связь
Вьетнам нуждается в значительной модернизации железных дорог с тем, чтобы ускорить доставку пассажиров и грузов. В ноябре 2008 г. правительство приняло программу модернизации железных дорог. В перспективе доля перевозок грузов по железной дороге достигнет 20%. Несмотря на то, что во Вьетнаме нет скоростных автобанов, сеть автомоильных дорог с твердым покрытием развита хорошо. Все более-менее значимые населенные пункты связаны между собой асфальтироваными дорогами. Внутри провинций много автобусных маршрутов.
Телекоммуникационные проекты осуществляются значительно быстрее. Пользователями телефонов, в том числе, мобильных, является 92% населения населения, а пользователями интернета примерно 25%. Среди оператов сотовой связи фигурирует и российский "Вымпелком" со своей торговой маркой "Билайн".